Вместе с пережитой травмой человек получает еще одну новую особенность - травматическую свербдительность. Пережитый невыразимый ужас, унижение, стыд или страх отпечатываются в психике как сверхважный опыт. И личность перестраивается. На физиологическом уровне нервная система переходит в состояние повышенного возбуждения, психологически человек постоянно живет в ожидании повторения пугающего события. Изменяется его система ценностей. Становится сверхважным, сверхзначимым не допустить повторения травмы. Развитие всех других сфер останавливается, и вся психическая энергия тратится на развитие компенсаций.
К примеру, человек, переживший сильный публичный стыд.
читать дальшеОн начинает активно избегать любых ситуаций, в которых он может испытать стыд. Он отказывается выступать на людях. Перестает высказывать свое мнение. Избегает людей, хоть немного с ним не согласных.
Кроме того, он теперь везде видит попытки его унизить и осмеять. Любые неоднозначные высказывания он трактует как попытку его унизить. Везде, где это возможно, он видит насмешку над ним. Его пугает любая аудитория, даже та, которая достаточно к нему благожелательна.
А еще он строит внутри себя систему психологических защит. В зависимости от рисунка личности и от привычных защит есть много способов справиться с этим стыдом. Стыд можно спроецировать - и провести жизнь, насмехаясь над глупыми и неумелыми людьми. Стыд можно вытеснить всемогуществом - иллюзорными представлениями о собственном величии. От стыда можно сбежать в защитное фантазирование - и вместо общения с реальным миром предпочитать книги и сериалы. Стыд можно попросту диссоциировать - и забыть о травмирующем эпизоде, а свой отказ выступать на людях рационализировать.
Травматический опыт становится не просто "жизненным опытом". Травма организует личность вокруг себя. Человек проводит жизнь, рассматривая окружающий мир и пытаясь обнаружить даже самые малейшие признаки угрозы. И находит. Пережившие сексуальное насилие везде видят насильников, пережившие заброшенность видят холодных и отвергающих людей, пережившие побои видят жестоких людей.
В зависимости от силы травмы сверхбдительность и поиск угроз может быть постоянным или проявляться только под действием триггеров. Но почти всегда сверхбдительность и тревожное ожидание угроз въедаются в личность на самом глубоком уровне, и большая часть процесса происходит бессознательно. Травматики действительно глубоко уверены, что живут в опасном мире, где за каждым углом их подстерегает опасность. Их к тому подхлёстывает собственная нервная система, в которую намертво впечатался страшный опыт. Даже если рационально человек может осознавать, что возможно угроза не так велика или что его беспокойство беспочвенно, он не может сообщить это своим глубинным слоям психики. Но чаще всего сознание идет следом за бессознательным, и травматик рационально и искренне уверен в опасности и враждебности окружающего мира. И строит свою жизнь в соответствии с этим верованием вполне осознанно.
К сожалению, простого рецепта выхода из травмы нет. Однако вот что можно сделать: по крайней мере, замечать свою сверхбдительность и рефлексировать об этом. Немалая часть травматиков не осознают такую свою новую особенность психики как факт: теперь - так. Теперь меня будет пугать все, что похоже на исходную ситуацию. И пугает. Они пытаются осознавать все, что с ними происходит, через "нормальность" своих реакций. Ведь если мне страшно - значит, угроза есть? Если я боюсь стыда - значит, стыд страшный? Если я вижу, как чужие слова унижают меня - значит, со мной обходятся несправедливо? Однако пережитый опыт изменяет, переломляет видение мира по-новому. Пережив мучительные годы травли в школе, теперь я буду бояться людей, и теперь это так. Это важно знать, понимать, принимать без осуждения. Осознавать себя и чувствовать себя. Пережитый опыт изменил меня, и нет другого способа вернуть себе душевное спокойствие, как осознать эти изменения.
Сверхбдительность можно снизить благодаря осознанности и терапии, однако всегда остается физиологический аспект проблемы. Сверхбдительность тесно связана с изменениями в нервной системе, и "вернуть все как было" уже не получится. Однако в новом мире можно научиться жить, и немало тому поможет осознанность и принятие нового себя.